Eurythmy Eurythmie Eurythmia L'eurythmie
Eurythmie. Eurythmy forms. Waldorfpädagogik. Эвритмия. Übungen. Videos.
Seiten 1
(Verschieben nach…)
Home
Startseite
Programme Download
Eurythmiefiguren
Seelenkalender 1.-5. Woche
Books Bücher Книги Download
26-35
16-25
6-15
Bücher Books Книги Download
▼
Seiten 2
(Verschieben nach…)
Notfallpädagogik
Seelenkalender 1.-5. Woche
6-15
▼
Seiten
(Verschieben nach…)
16-25
26-35
Contents
Content
-Noten-
АУРА ДВИЖЕНИЯ
Motions Aura
Bücher Books Книги Download
Books Bücher Книги Download
▼
Notfallpädagogik
Психотравмы в кризисных регионах
Бернт Руф
Когда обрушиваются миры
Неотложная педагогическая помощь детям,
получившим психотравмы в кризисных регионах
Принципы педагогическо-терапевтической помощи в ситуациях военных действий и катастроф на основе вальдорфской педагогики.
1. Основные положения
Миллионы детей и подростков ежегодно получают психические травмы. Они испытывают воздействия межэтнических конфликтов, войн, пыток, их используют в качестве солдат, они становятся беженцами. Их берут в плен, похищают, отправляют на принудительные работы, подвергают сексуальному насилию или же делают свидетелями такового по отношению к их близким. Они также оказываются жертвами травмирующих психику природных катастроф.
Следствием необработанных травм могут стать тяжелые симптомы, проявляющиеся в продолжение многих лет и препятствующие здоровому развитию ребенка. Возникают трудности в учебе, которым может сопутствовать развитие душевных и телесных заболеваний. Травмы, пережитые в детстве, в юности нередко оказываются причиной крайне ненормального поведения, когда бывшие жертвы сами становятся преступниками.
Неотложная Педагогическая Помощь обращена к пострадавшим детям и подросткам, травмы которых нуждаются в обработке посредством имеющихся в ее распоряжении стабилизирующих средств. Благодаря чувству защищенности и надежности, благодаря доверию, осознанию своей собственной ценности, самоконтролю и самостоятельности, благодаря ослаблению давления и установлению здоровой атмосферы коллектива укрепляется все существо ребенка, в нем активизируются силы самоисцеления. Цель заключается в том, чтобы травматический опыт интегрировался в жизнь и, таким образом, оказывалось противодействие посттравматическим расстройствам.
Вальдорфская педагогика, будучи ориентированной на целостность ребенка и законов его развития, в глобальном измерении, – обладая методами художественной терапии, – особенно подходит для того, чтобы быть положенной в основу Неотложной Педагогической Помощи. В ходе продуманного чередования обучения и игр, в фазах свободной игры и художественного творчества высвобождаются и активизируются блокированные психотравмой ресурсы личности. Ритмичный распорядок дня, определенное время принятия пищи и сна, регулярные периоды покоя и активности способствуют формированию у детей и подростков новых ориентиров, чувства уверенности и опоры, у них налаживаются надежные отношения с людьми, устанавливается доверие к другим и самим себе, пробуждается новый интерес к миру, вырабатываются соответствующие возрасту самостоятельность и ответственность.
Организация Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners e.V. комплектует группы, которые посылаются в кризисные регионы для работы с детьми и подростками, пострадавшими от психотравм. Деятельность Центра помощи в кризисных регионах поддерживается из личных средств. Первая неотложная педагогическая помощь в кризисном регионе была оказана в Ливане в 2006-7 годах в ходе совместной работы с ЮНЕСКО.
В интересах успешной неотложной педагогической помощи предусматривается сотрудничество с партнерскими структурами, приблизительно, в 80 странах. Считается желательной координация с интернациональными и национальными системами управления в кризисных ситуациях.
2. Психотравмы детей и подростков в кризисных регионах
2.1. Психотравмы, причиненные военными действиями и природными катастрофами
Ежегодно миллионы детей оказываются жертвами войн и их последствий (Немецкий Красный крест, 2003), а также природных катастроф, таких как землетрясения, наводнения, ураганы, пожары. Все они, наряду с возможными телесными повреждениями, страдают от психических травм (Hilweg, Ullmann, 1997).
В клинической психологии травма или психотравма определяется как «нанесенное извне повреждение психической целостности». Определение подразумевает не душевное переживание, связанное с представлявшим угрозу жизни событием, но причиненное таким событием повреждение души.
К внешним событиям, причиняющим душевные повреждения принадлежат: войны, природные катастрофы, движения беженцев, выселения, несчастные случаи, насилие, пытки, пренебрежение, изнасилования, моббинг, присутствие при катастрофических событиях. Для последующей травмы решающим фактором является не мощность совершившегося события, но интенсивность его субъективного восприятия (Fischer/ Riedesser, 1998).
Во многих случаях травмирующее переживание вызывает чувство беспомощности, вызывает непонимание себя самого и окружающего мира. Если, вскоре после получения, травма не обрабатывается, она может оказать негативное воздействие на дальнейшее физическое развитие и привести к стрессу, посттравматическому расстройству, нарушению адаптации и развитию невротических заболеваний (Streeck-Fischer, 2006).
Посредством оказанной вслед за травмировавшим переживанием своевременной компетентной педагогическо-терапевтической помощи можно воспрепятствовать развитию его негативных последствий.
2.2 Возможные последствия психотравмы
2.2.1 Динамика психотравмы
Существенные особенности динамики психотравмы могут быть представлены в трех фазах: (Hausmann, 2005, S. 62f):
1. Ситуация травмы
2. Получение травмы
3. Реакция на травму
2.2.1.1 Причиняющее травму событие
Ситуация травмы описывается рядом факторов. К ним относятся, в том числе, интенсивность, длительность, причина, вина, отношение преступник-жертва, травмирующее содержание, род нанесенного повреждения.
2.2.1.2 Травмрующее переживание
Станет ли тяжелое переживание причиной психотравмы, зависит от личной позиции и уязвимости психики пострадавшего. Последствия такого переживания могут усугубить или облегчить факторы защищенности и риска. Кроме того важную роль играют сопутствующие травмирующему событию аспекты восприятия (уровень угрозы) и поведения (эффективность поступков).
2.2.1.3 Реакция на травму
В числе последствий травмы различаются краткосрочные и долгосрочные реакции (Hausmann, 2005, 2006):
а. Краткосрочные реакции
К краткосрочным реакциям «относятся непосредственные реакции на несчастный случай, острые психические симптомы, и первые попытки преодоления» (Hausmann, 2005, S. 63).
б. Долгосрочные реакции
К типичным долгосрочным реакциям на травму относятся «хронические симптомы и расстройства, развитие затяжных дефицитов, а также задержанное проявление симптомов, например, полусознательного или бессознательного воспроизведения травмировавшей ситуации“ (Hausmann, 2006, S. 45).
в. Некоторые непрямые следствия
Психотравмы всегда воздействуют не только на самого пострадавшего, но и на его психосоциальное окружение. Поэтому возможно, что наличные или впоследствии проявившиеся расстройства будут в обостренной форме переданы следующему поколению.
г. Ретравматизация
В чем-то сходные события, полицейский допрос, судебное преследование, постановка диагноза и т.п. могут стать причиной рецидива психотравмы. «Также болезненные ощущения в области тела, подвергшейся повреждению во время получения психотравмы, могут послужить возобновлению вытесненных воспоминаний, свести на нет с трудом достигнутую компенсацию, вскрыть старые душевные раны» (ebd. S. 46).
2.2.2 Симптомы
У детей, переживших травмирующие события, которые они оказались не в состоянии переработать, часто проявляются особые возрастные симптомы. Такие посттравматические особенности симптоматики зависят от возраста интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости ребенка (Levine/ Kline, 2005):
2.2.2.1 Младенцы и маленькие дети
Ø Страхи
Ø Уклончивое поведение
Ø Раздражительность
Ø Отстраненность
Ø Замкнутость
Ø Импульсивность
Ø Задержанное развитие
Ø Телесные недомогания (напр. боли в животе)
Ø Изменения в привычках и поведении
Ø Регресс к более ранним стадиям развития
Ø Частые беспричинные слезы
Ø Расстройство сна
Ø Проблемы с питанием
Ø Трудности в общении
2.2.2.2 Дошкольники
Ø Вспышки эмоций
Ø Непоседливость
Ø Страх
Ø Гнев
Ø Агрессия
Ø Преувеличенный протест
Ø Фобии
Ø Расстройство сна
Ø Кошмары
Ø Регрессии ( напр., недержание мочи и кала, сосание большого пальца, лепет)
Ø Проигрывание травматических переживаний
Ø Слабая вербальная коммуникация
Ø Расстройства пищеварения (понос, запор)
Ø Боли в животе
Ø Головная боль
Ø Повышенная температура (в отсутствие инфекции)
Ø Поверхностное дыхание
Ø Повышенная утомляемость и летаргия (вследствие недостаточного поступления кислорода)
Ø Нарушение образа питания
2.2.2.3 Школьники
Ø Трудность сосредоточится
Ø Недостаток мотивации
Ø Проблемы с завершением заданий
Ø Трудности с усвоением информации
Ø Трудность приступить к новой задаче
Ø Трудность переносить фрустрации
Ø Хроническое перевозбуждение
Ø (Нервозность, пугливость, бегающий взгляд, рассеянность, неусидчивость, преувеличенная бодрственность)
Ø Агрессия/ автоагрессия
Ø Склонность к конфликтам
Ø Навязчивое говорение
Ø Отстраненность (диссоциация, изоляция, замкнутость, крайняя стеснительность, неприметность, утомляемость, грезящие состояния, депрессия)
Ø Страхи/ фобии
Ø Нарушенная осанка
Ø Утомленность/ летаргия („лень“)
Ø Страхи за других
Ø Страх перед напоминающими о травме раздражителями
Ø Трудность сосредоточиться
Ø Расстройство памяти
Ø Трудность учиться
Ø Навязчивое возвращение к травмировавшей ситуации
Ø Измененное поведение (напр., агрессия, отстраненность)
Ø Расстройство сна
Ø Расстройство питания
Ø Телесные симптомы
Ø Родители не должны нагружать себя их проблемами
2.2.2.4 Jugendliche
Ø Резкие перемены в связях с людьми
Ø Равндушее по отношению к связям, ранее представлявшимся важными
Ø Отстраненность, отдельность, изоляция
Ø Кардинальное изменение прилежания в учении
Ø Кардинальное изменение жизненной позиции
Ø Кардинальное изменение имиджа
Ø Резкие перемены в поведении
Ø Преувеличенная эмоциональная реакция в поступках
Ø Опасное для жизни воспроизведение травматической ситуации
Ø Внезапные перемены настроения (страх, депрессия, суицидальные тенденции)
Ø Проблемы с алкоголем и наркотиками
Ø Внезапное равнодушие к прежним хобби
Ø Раздражительность, гнев, желания возмездия
Ø Повышенная сексуальная активность
Ø Частая смена сексуальных партнеров
2.2.3 Неврапатологические изменения
Новейшие исследования показали, что неоднократные психотравмы ведут к патологическим изменениям в мозге, которые были констатированы в гиппокампусе, в лимбической системе и в кортексе (Perry, in May/Remus, 2003). В результате совершаются глубокие изменения в гормональном процессе, происходят ненормальные изменения в деятельности обоих полушарий мозга. Это, в свою очередь, ведет к функциональным изменениям в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах и поведении (там же). Перманентная травматизация возникает не только вследствие возобновляющейся травматической ситуации, как например, в случае перманентного насилия, но и вследствие ретравматизации, вызываемой интрузиями/ретроспекциями (Hüther, 2002, 2004). Поэтому для преодоления травмы чрезвычайно важно блокировать ретравматизацию.
2.2.4 Виды расстройств
Незалеченные травмы становятся причиной, хотя и не обязательно, психопатологических заболеваний, длящихся иногда в продолжение всей жизни. Разрушительные последствия, полученной в детстве тяжелой травмы нередко начинают проявляться только во взрослом возрасте. В реинсценированном травматическом опыте жертва подчас занимает место насильника (Streeck-Fischer, 1999).
Травмирующие переживания могут вызвать следующие виды расстройств:
Ø Острое посттравматическое расстройство (ICD-10: F 43.0)
Ø Нарушенная адаптация (ICD-10: F 43.2)
Ø Посттравматическое расстройство (ICD-10: F-43.1)
Ø Посттравматическое хроническое изменение личности (ICD-10: F-62.0)
2.3 Возможность неотложной педагогической помощи на острой стадии
2.3.1 Фазы помощи
Оказываемая в посттравматической ситуации помощь делится на три фазы:
Ø Непосредственная помощь
(помощь напосредственно после травмы, меры срочной психологической помощи, как правило, еще на месте происшествия)
Ø Психологическая стабилизация
(неотложная психологическая помощь в течение первых четырех недель)
Ø Терапия/реабилитация
(лечение травмы, реинтеграция)
Неотложная педагогическая помощь в качеств непосредственной помощи может начать оказываться уже на месте происшествия (непосредственная помощь). Как правило, однако, помощь оказывается в течении первых четырех недель после события (психологическая стабилизация). В этот период решается, сможет пострадавший самостоятельно переработать травматизирующее переживание или у него разовьется посттравматическое расстройство, и возникнет необходимость в терапевтической помощи. Неотложная терапевтическая помощь может быть продолжена и в фазе терапии.
2.3.2 Цели
Неотложная педагогическая помощь детям и подросткам в регионах кризисов и катастроф во всех случаях ставит перед собой задачу, благодаря применению педагогическо-терапевтических средств умерить страдания жертв, укрепить их душевно и стимулировать в них силы самоисцеления. Кроме того цель неотложной педагогической помощи заключается в налаживании сообщающих уверенность связей, в утверждении доверия к другим людям и самодоверия, в пробуждении нового интереса к миру и соответствующих возрасту самостоятельности и ответственности. Меры неотложной педагогической помощи должны воспрепятствовать развитию в последующей жизни детей и подростков посттравматического синдрома или, по крайней мере, смягчить его.
2.4 Обратить кризис в шанс
Растет число современных исследований, в которых наряду с психопатологическими воздействиями травмирующих переживаний рассматриваются также положительные следствия, наступающие для некоторых успешно преодолевших травмирующие ситуации (Tedeschi/ Park/ Calhoun, 1998). Сюда относятся (Landolt, 2004):
Ø Углубление отношений
Ø Расширение жизненного горизонта
Ø Личная зрелость
Ø Более глубокая оценка собственной жизни
Ø Духовно-религиозное углубление
Неотложная педагогическая помощь способствует успешной переработке и интеграции травматического опыта в жизнь ребенка.
З. Вальдорфская педагогика – в центре человек
3.1 Вальдорфская педагогика во всем мире – глобальное измерение вальдорфской педагогики
В 1919 году в Штутгарте для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория» открылась первая в мире вальдорфская школа. Ее педагогика сложилась на основе антропологии и, психологии развития Рудольфа Штейнера. Она считает себя целостной, ориентированной на ребенка и законы его развития, педагогикой (Lievegoed, 1996; Leber, 1993). Сегодня в мире существует более тысячи вальдорфских школ, более двух тысяч вальдорфских детских садов, сотни лечебно-педагогических школ и социально-терапевтических учреждений и, приблизительно, 70 высших школ и готовящих учителей институтов в более, чем 80 государствах, на всех континентах, во всех культурных областях земли. Многие из этих учреждений работают в социальных центрах кризисных ситуаций. Некоторые интегрированы в «Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО». Таким образом, вальдорфская педагогика является единственным педагогическим движением, достигшим мирового уровня (Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners e. V., 2001).
3.2 Помощь через партнерство – Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners e.V.
Во все мире движение вальдорфской педагогики поддерживается основанной в 1971 году в Штутгарте организацией «Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners e.V.» (официальный член ЮНЕСКО с 1996 года).
В 2005 году „Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners e.V.“ получила субсидию в размере 5,2 млн. евро на поддержку интернационального вальдорфского движения. Из пожертвованных денег софинансируются образовательные стипендии, партнерства учащихся, строительство и ремонт школ, конференции повышения квалификации и консультации а также, в ответ на поступающее из разных стран заявки, неотложная педагогическая помощь. Кроме того с 1993 года как неправительственная организация „Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners e.V.“ участвует в многочисленных направленных на борьбу с бедность образовательных проектах, при поддержке Федерального Министерства Экономического Сотрудничества и Развития.
Также с 1993 года в рамках различных, частично финансируемых государством программ „Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners e. V.“ организуют для завершивших школьное образование молодых людей мест альтернативной службы в вальдорфских учреждениях более 60 стран. В 2007 году около 550 молодых людей при посредстве «Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners e.V.» направятся заграницу на места прохождения добровольной службы. Такой возможностью до сих пор воспользовались уже более трех тысяч молодых людей. «Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners e.V.» является в Германии крупнейшим организатором добровольной альтернативной службы.
3.3 Вальдорфская педагогика как неотложная помощь
3.3.1 Основы педагогической помощи
3.3.1.1 Первопринципы неотложной помощи
Основными принципами общения с получившими психотравмы детьми являются правдивость, отчетливость, структурность (Hausmann, 2005, S.181):
3.3.1.2 Педагогический подход к обработке травм
Подвергшийся травматизирующему переживанию ребенок нуждается в обрабатывающей травму воспитательной помощи. От этой помощи зависит его будущее. Помощь нужна ему, прежде всего, для интеграции полученного опыта и восстановления контакта с окружающим. Ниже приведен ряд рекомендаций, которыми следует руководствоваться, оказывая помощь получившим психотравму детям (Eckardt, 2005):
Ø Выслушивать и говорить
Ø Отпустить чувства
Ø Устанавливать ритуалы
Ø Поддерживать ритмы
Ø Заботиться о питании
Ø Заботиться о релаксации (дыхание, сон, отдых)
Ø Упражняться в концентрации
Ø Творческие занятия (писать, рисовать, музицировать)
Ø Подвижные занятия (спорт, танцы, прогулки, беготня)
Ø Играть
Ø Строить планы
Ø Укреплять религиозные чувства
Ø Укреплять чувство своего собственного значения
3.3.1.3 Подход к посттравматическим реакциям
В следствие травматизирующих переживаний могут развиться симптомы, выражающиеся в значительных отклонениях от нормального поведения. В таких случаях требуется педагогическая помощь. К посттравматическим реакциям, в том числе, относятся:
Ø Регрессия
Ø Страхи, приступы паники, фобии
Ø Кошмары
Ø Чувство стыда и вины
Ø Агрессия
Ø Саморазрушительное поведение/ авторгрессия
Ø Интрузии/ретроспекции
Ø Переполненность
Ø Вытеснение, отрицание
Ø Ложные интерпретации
Ø Диссоциативные нарушения
Ø Принудительное поведение
Ø Нарушенное поведение
Ø Физические болезни
3.3.1.4 Стабилизация посредством педагогической помощи
Стабилизирующая функция педагогической помощи. К основным мерам педагогической помощи принадлежат (Weiß, 2006):
Ø Обеспечить защиту и бкзопаность
Ø Укреплять надежные отношения
Ø Способствовать осознанию собственной ценности, самоконтролю, эффективности.
Ø Способствовать созданию благотворного климата в группе
Ø С пониманием относится к реинсценировкам
Ø Препятствовать бесконтрольным воспоминаниям (интрузии/ретроспекции)
Ø Опознавать травматические переносы
Ø Укреплять силы самоисцеления
3.3.2 Особые меры педагогическо-терапевтической помощи
Лежащая в основе вальдорфской педагогики антропология и психология развития тесно связана с концепциями расширенной, целостной медицины и соответствующей терапии. В них речь идет не о том, чтобы представить альтернативу школьной медицине и господствующей терапевтической практике, но, скорее, о расширении спектра диагностических и терапевтических средств. За прошедшие десятилетия были разработаны оригинальные виды терапии, которые наряду с ее привычными формами в продолжение уже значительного времени с успехом применяются в антропософских клиниках, терапойтикумах, лечебно-педагогических учреждениях и вальдорфских школах. К ним относится лечебная эвритмия, особые формы музыкальной, речевой и изобразительной терапий, звукотерапия, цветотерапия, светотеневая терапия и др. Цель всех видов художественной терапии заключается в том, чтобы под руководством терапевта пациент сам активизировал в себе исцеляющие силы и выздоравливал благодаря собственной активной творческой деятельности (Bopp/ Schürholtz, 2004; Treichler, 1996).
Применяемые по отдельности или в сочетании с другими видами лечения, эти антропософские терапевтические средства могут служить эффективным инструментом оказания помощи детям и подросткам, получившим травмы в регионах военных действий и катастроф.
3.3.2.1 Ритмические втирания и массажи
Разработанный врачами Итой Вегман и Маргаритой Хаушка ритмический массаж основывается на классическом массаже, но к тому же, он направлен на то, чтобы посредством ритмичных волнообразных движений стимулировать в организме ток жидкостей и размягчить болезнетворные уплотнения и отверделости. Ритмический массаж стремится снова сделать текучим все отяжелевшее и затвердевшее. Благодаря ритмическому массажу человек физически и психически становится внимательнее, бодрее. Ритмический массаж благотворно воздействует на нарушение сна, истощение, застойные явления, напряженности и различные расстройства функций. Он улучшает восприятие собственного тела, стимулирует чувство единения с ним (Härter, 2005; Fingado, 2002).
3.3.2.2 Ванны, обертывания, компрессы
Благодаря ваннам, обертываниями и компрессам дыхание, движение тепла, пищеварение, обмен веществ и кровообращение, т.е. все жизненные процессы, поддерживаются, а уплотнения рассасываются. Заторможенные процессы снова делаются подвижными, стимулируются силы самоисцеления. Эти процедуры включают в себя применение эфирных масел, эссенций и тинктур (Fingado, 2003).
3.3.2.3 Терапевтическое ваяние и лепка
Занятия ваянием и лепкой проводятся для того, чтобы посредством диалога с материалом подавленный интеллектуальный, эмоциональный и выразительный потенциал пациента высвободился и воплотился во внешних формах и образах. При этом дело заключается не в декоративных достижениях. Взаимодействие с материалом порождает в пациенте новые образы и силы, помогающие научиться принимать трудные ситуации, преодолевать болезни и обрести жизненное мужество. Материалом для терапевтического ваяния и лепки служат, мыльный камень, дерево, глина, воск, пластилин и песок. Выбор зависит от телесных и физических особенностей пациента и от продолжительности времени, которое может быть уделено терапии (Golombek, 2000).
3.3.2.4 Терапевтическая живопись и рисунок
Благодаря терапевтическим живописи и рисунку происходит интенсивная конфронтация с самим собой на пути поиска внутреннего равновесия. Через переживание цветов и форм можно оказывать влияние на органические процессы. Занятия живописью стимулируют самопознание, осознаются образы действий, паттерны и блокады, до сих пор остававшиеся вне поля зрения, проясняются причины заболеваний. Благодаря терапевтическим живописи и рисунку застывшие структуры растормаживаются и преодолеваются последствия травмы (Mees-Christeller/Denzinger/Altmaier/ Künstner/Umfrid Frieling/Auer, 2000).
3.3.2.5 Музыкальная терапия
Музыка открывает врата во внутренний мир эмоций. Она обращается к чувству, а не к интеллекту. Цель музыкальной терапии состоит в том, чтобы посредством активизации ритмического и музыкального содержания душевной жизни поддержать жизненные процессы, которые стимулирует все ритмическое. Музыкальная терапия способствует самопознанию помогает обрести новую жизненную перспективу. Поэтому особенно благотворно она воздействует при хронических и тяжелых заболеваниях. Она заняла прочное место в педиатрии, внутренней медицине, психиатрии, интенсивной медицине и даже в родильных домах (Felber/, Reinhold/ Stückert, 2000).
3.3.2.6 Терапевтическое формирование речи
Речь – важнейшее средство общения людей. Она – нечто значительно большее, нежели средство информирования. В речи выражает себя вся личность человека. У каждого человека свой особый голос, с индивидуальной мелодикой и артикуляцией. С его помощью человек предает выразительность своим мыслям и чувствам.
Посредством терапевтического формирования речи можно углубить дыхание, и, таким образом, лечить астму или заболевание кишечника. С помощью речи устанавливается гармония между ритмами сердца и дыхания (напр. – гекзаметр). Изобилующий согласными язык действует оформляющее и закрепляюще, язык, богатый гласными, лучше выражает эмоции и способствует релаксации. Терапевтическое формирование речи оказывает эффективную помощь не только в логопедической области, его действие достигает взаимосвязей между телом, душой и духом и применяется для лечения в интернистской, психосоматической, психиатрической и лечебно-педагогической области (Denjean-von Stryk/ von Bonin, 2000).
3.3.2.7 Лечебная эвритмия
Eurythmie (от греч.: „благомерность“) – наименование нашедшего применение в педагогике и медицине сценического искусства. В лечебной эвритмии речь, музыка и жесты синтезируются в особые последовательности движений. Для каждого гласного и согласного звука существует определенный жест. Лечебно-эвртмические упражнения выполняются всем телом, руками и ногами. При терапевтическом применении движения назначаются в соответствии с диагнозом. Цель заключается в том, чтобы стимулировать ослабленные болезнью формообразующие силы организма и повлиять на вегетативные органические процессы. Упражнения стимулируют, укрепляют и регулируют ритмические процессы, деятельность сердца и кровообращение, обмен веществ, подвижность и координацию (Wennerschou, 1996; Kirchner-Bockholt,1997).
4. Принципы неотложной педагогическо-терапевтической помощи в ситуациях военных действий и катастроф на основе вальдорфской педагогики
4.1 Группы неотложной помощи
4.1.1 Формирование
В связи и на основании вышеизложенного организация „Freunde der Erziehungskunst e.V.“ формирует группы быстрого реагирования (Task-force-Einheiten) для оказания неотложной помощи детям и подросткам получившим психотравмы в регионах военных действий и катастроф.
4.1.2 Состав участников
a. Размер
Количество участников группы неотложной помощи зависит от особенностей положения кризисного региона и соответствующих особенностей постановки задачи. Как правило, оперативная группа состоит из десяти человек, с различным профилем компетенции.
b. Основные личные качества
Для работы с травматизированными детьми необходимо обладать следующими основными личными качествами (Weiß, 2006):
Ø Способность к серьезной, эффективной деятельности
Ø Саморефлексия и самоконтроль
Ø Самостоятельность
c. Специальности
Группа неотложной помощи должна включать в себя следующих специалистов:
Ø Руководитель/координатор
Он руководит работой группы, координирует ее.
Ø Врач/психолог
Он отвечает за медицинско-терапевтическую сторону дела и в этом отношении руководит группой.
Ø Терапевты
Группа может включать себя нескольких специалистов в различных областях терапии. Они работают как по отдельности, так и объединившись .
Ø Сотрудники в области специальной и социальной педагогики/ социальные работники
Они занимаются и работают с группами детей и подростков.
Ø Помощники
В зависимости от поставленной задачи, в оперативную группу могут входить помощники.
Ø Переводчик
Он должен обеспечивать потребности в переводе.
d. структурные нормы
То, как педагоги-специалисты очерчивают и реализуют сферу своей компетенции, зависит также от структурных норм и принятых стандартов. Сюда относятся (Weiß. 2006):
Ø Полученное образование
Ø Дополнительная квалификация
Ø Надзор
Ø Работа в группе
4.2 Цели и задача
Перед группой педагогической помощи ставится задача оказания неотложной педагогической помощи детям и подросткам, получившим травмы в следствие военных действий и катастроф. Цель заключается в том, чтобы благодаря применению педагогическо-терапевтических средств умерить страдания жертв, а также устранить или смягчить возможные в дальнейшей жизни негативные последствия.
При спланированной неотложной помощи речь, как правило, речь идет об оказании первой помощи. Специальная педагогическая работа с получившими травмы детьми основывается на антропологическом целостном подходе вальдорфской педагогики и соответствующей ему методике (Kiersch, 1997; Leber, 1993). В первую очередь применяются разработанные на основе антропософии формы терапии. Они действуют укрепляюще, стабилизирующе и стимулируют высвобождение творческого потенциала, витальных сил и личных ресурсов, необходимых для переработки травматического опыта (Bopp/ Schürholz, 2004).
Цель специальной педагогическо-терапевтической неотложной помощи состоит в том, чтобы после полученного им травматического опыта укрепить все его существо, поддержать в нем естественный процесс самоисцеления и, таким образом, избежать наступления посттравматических расстройств или же уменьшить их силу (Stellamans-Wellens, 2002).
К специальным задачам относятся:
4.2.1 Первичный диагноз
При первичном диагнозе устанавливаются и документируются вид травмы и степень ее тяжести. Диагностирование производится врачом, психологом и терапевтами.
4.2.2. Неотложная педагогическая помощь
a. Неотложная помощь
Достижение целей неотложной терапевтической помощи в ситуации кризиса должно поддерживаться и осуществляться специальными педагогическими мерами, разработанными на основе вальдорфской педагогики.
Если терапевтическая помощь в кризисных регионах осуществляется, главным образом, в форме индивидуального лечения, то специальная терапевтическая помощь оказывается в сопровождении социальных процессов групповой динамики.
В фазах организованной игры, в свободной игре и в фазах художественного творчества (рисование, живопись, лепка, и т.п.) высвобождаются и активизируются блокированные психотравмой ресурсы личности. Дальнейшему углублению процесса и продолжению обработки травмы способствует нарративная терапия (повествовательная терапия, терапия рассказывания сказок).
Ритмичный распорядок дня, определенное время принятия пищи и сна, регулярные периоды покоя и активности способствуют формированию у детей и подростков новых ориентиров, чувства уверенности и опоры.
Цель педагогической неотложной помощи заключается в налаживании надежных отношений, установлении доверия к другим и самим себе, в пробуждении нового интереса к миру, выработке соответствующие возрасту самостоятельности и ответственности.
Педагогическая работа должна вестись квалифицированными специалистами в области воспитания, специальной педагогики и социальной педагогики.
b. Терапевтическая неотложная помощь
Ausgehend von der Erstdiagnose wird ein individueller Therapieplan zur akuten Krisenintervention in Gruppen- oder Einzeltherapie erstellt und durchgeführt.
Zur Anwendung kommen hauptsächlich anthroposophisch erweiterte Therapieformen (Bopp/ Schürholz, 2004).
Die Therapien werden von speziell dafür qualifizierten Therapeuten durchgeführt.
c. Медицинская неотложная помощь
4.2.3 Окончательный диагноз
В заключительном отчете фиксируется индивидуальный Status quo и рекомендуются дальнейшие терапевтические и оздоровительные меры.
4.2.4 Документация
Первичный диагноз, терапевтические назначения и ход оздоровления, в связи с возможностью последующих назначений, документируются в стандартных формулярах.
К заключительной документации принадлежит также отчет, в котором фиксируется оказанная специальная педагогическая помощь, индивидуальное развитие и, возможно, отклонения в поведении.
4.3 Сроки
4.3.1 Анализ , планирование , подготовка
Командировке группы неотложной педагогической помощи в кризисный регион предшествует фаза всестороннего анализа и планирования, в которой утверждается и детально конкретизируется ход выполнения задачи. Этим занимается координационный центр педагогической помощи в Германии, помещающийся в бюро организации „Freunde der Erziehungskunst e.V.“ в Карлсруэ.
4.3.2 Пребывание в отъезде
Длительность командировки составляет , как правило, две недели.
4.3.3 Анализ, оценка
Непосредственно по возвращении акция педагогической помощи анализируется и оценивается, с тем, чтобы были сделанные выводы, использовались в последующих акциях.
4.4 Партнерские структуры
В интересах проведения успешной акции и в качестве страховки собственной деятельности настоятельно требуется опираться на существующие за границей партнерские структуры и устанавливать партнерские отношения с национальными и интернациональными, государственными и негосударственными организациями. Желательна координация с интернациональными системами управления в кризисных ситуациях.
4.5 Базисные структуры
Для того, чтобы в случаях осложнений своевременно действовать, заранее должны быть подготовлены и поддерживаемы эффективные базисные структуры. К ним относятся:
4.5.1 Координационный центр
Для подготовки и оказания неотложной педагогической помощи за границей необходим координационный центр педагогической помощи в Германии, действующий в период командировки круглосуточно.
4.5.2 Личные ресурсы
a. Готовность личных ресурсов
Создается сеть специалистов.
b. Обучение и повышение квалификации
Вероятные участники групп помощи проходят регулярное обучение и переподготовку.
c. Психологическая поддержка
Члены групп помощи в кризисных регионах в период оказания помощи и в ближайшее к нему время получают психологическую поддержку.
4.5.3 Снаряжение
Основное снаряжение, необходимое для поездок в кризисные регионы, должно быть подготовлено и содержаться в порядке.
marobu
mango
good morning to you
allelli
umzug
Startseite
Web-Version anzeigen